В последнее время во многих СМИ часто обсуждается тема работы эвакуационных служб, а именно законность и необходимость таких эвакуаторов. Подавляющее большинство, особенно владельцы транспортных средств, негодуют – их имущество увозят практически из-под носа, тогда как чтобы вызволить его обратно, нужно потратить немало сил, времени и денег.
Но «санитары города» пошли дальше – помимо автомобилей, припаркованных в непредусмотренных или запрещенных местах, под горячую руку порой попадают безобидные и мало кому мешающие скутеры, примостившиеся где-нибудь на обочине.
К сожалению, до сих пор, несмотря на обильную пропаганду скутерного движения, большое количество его достоинств и широкое распространение среди масс, с ним как видом транспорта и полноценным участником дорожного движения, мало кто считается. Даже сотрудники Госавтоинспекции, и те периодически путаются с терминами и находятся в некотором замешательстве – требовать ли с владельцев «табуреток» какие-либо документы и права на управление, которыми нас так долго и упорно пугали.
Поэтому нелишним будет в очередной раз провести краткий ликбез, напомнив скутеристам о своих правах, а заодно и об обязанностях.
Начнем с последних. Согласно п.24.1 ПДД управлять велосипедом на дорогах разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет, а скутеры по своим техническим характеристикам приравниваются к мопедам, поэтому управлять ими разрешается только с 16 лет. Однако по решению органов исполнительной власти субъектов РФ указанный возрастной ценз может снижаться, самое большее - на 2 года. При этом власти могут устанавливать порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов, скутеров документа, подтверждающего знание ими ПДД и других основополагающих документов по дорожному движению, а также специального разрешающего знака у этих транспортных средств, однако до настоящего времени эта практика не была применима.
Стоит еще раз напомнить, что человек, управляющий скутером, попадает под термин «водитель». На водителей распространяется раздел 24 ПДД, требования которого подлежат обязательному выполнению. Подводя итог, можно сказать одно – вне зависимости от того, введут ли обязательные права на управление скутерами или нет – перед тем как выезжать на дорогу, ПДД изучить придется, потому что в случае ДТП, если оно произошло по вине скутериста, наказание придется нести именно водителю скутера, причем ответственность может быть как административная, так и уголовная.
А теперь – о правах скутеристов, а точнее, об их нарушениях со стороны работников ГИБДД. Как гласит п.1.2. ПДД, «мопед - это двух- или трёхколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 куб.см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч».
В то же самое время Правилами задержания транспортного средства, помещения его на штрафстоянку и хранения, а также запрещения эксплуатации, предусмотрено, что они применяются к автотранспортным средствам с рабочим объёмом двигателя более 50 куб.см и скоростным режимом свыше 50 км/ч. Получается, «полтинники» никак не попадают под категорию транспорта, который подлежит эвакуации.
В результате, вывод один - вывоз скутеров на штрафплощадку незаконен, и их владельцы, в случае, если эпизод с эвакуацией все-таки произошел, имеют полное право истребовать свой транспорт без оплаты за транспортировку и хранение, а еще и потребовать компенсацию морального вреда.
Так что, уважаемые скутеристы, знайте свои права, но не забывайте – на дороге все равны!
|